«Мафия» — компьютерная игра в жанре шутера от третьего лица с элементами автосимулятора и песочницы, вышедшая в 2002 году. Игра рассказывает историю жизни Томаса Анджело, обычного таксиста, который неожиданно для себя самого начинает карьеру в организованной преступности, присоединяясь к одной из двух крупных мафиозных группировок, правящих в городе. Игра завоевала сердца многих людей по всему миру благодаря отлично проработанной атмосфере США 1930-х годов (времена сухого закона), кинематографическому сюжету и великолепному саундтреку. Разработчики, увидев, какую популярность обрела игра, начали подготовку к реализации сиквела, но к сожалению разработка затянулась, и вторая часть вышла аж в 2010 году. В этой статье мы подробнее рассмотрим историю главных героев «Мафии».
Суть игры
Действие игры происходит в Соединённых Штатах, в выдуманном Городе Потерянного Рая, во времена сухого закона, с 1930 по 1938 год. Игровой мир сделан на основе тех суровых времён, когда развлечения в виде потребления алкогольных напитков и проституток были запрещены, а доступ к этим ништякам могли получить лишь преступники, крупные группировки которых назывались мафией, и которые, в отличии от иного быдловатого сброда, имели собственную иерархию. Сюжет являет собой повесть главного героя Томми Анджело — бывшего таксиста, случайно попавшего в Мафию, и познавшего смысл жизни и работу системы. Совокупность всех этих вещей сама по себе намекает, но это ещё не всё.
Есть очень много аспектов, в которых старая добрая Mafia смогла догнать и перегнать большинство из частей Grand Theft Auto. Отлично сделан искусственный интеллект, организованное дорожное движение, использование поворотников, преследователи, пытающиеся подрезать и прижать игрока, хороший, годный СОРМ и многое другое. Однако присутствует и чрезмерный реализм, нередко ставившийся игре в плюс/минус — например, анальное ограничение скорости в 40 миль/час, превышение которой даже ходячие копы фиксируют безо всяких радаров с точностью до нанометра в час. Но всё-таки главный вин игры — действительно невероятная атмосфера, прекрасный саундтрек (от одного только Джанго Рейнхардта большинство игроков приходило в страшный восторг) и, пусть и банальный, но драматичный и достаточно интересный сюжет. Разговоры, сценки, «левые» события, детали интерьера и прочее очень способствуют погружению в игру.
В «Мафии» большое внимание разработчиков уделялось не столько самой графике и визуальным эффектам, сколько деталям — именно это заслужило большое уважение у пекарей и гиков. Хорошо была проработана отдача оружия в виде анимации, ровно как и качки ствола. Стрелять из него надо либо одиночными, либо стрелять, как и положено любому мафиози, если лютый враг стоит от вас в пяти метрах — то есть шмалять от пуза веером. Кстати, все винтовки, ружья и автомат герои держат от пуза стоя и только присев православно целятся с плеча. Пистолеты крупного калибра — это и вовсе карманные гаубицы. Таскать вагоны и тележки гранат, больше 9000 патронов к пистолетам и ПП никто не даст — максимум для М1911 — 7/35, для Томми — 50/200 и т. д.
Магазины выбрасываются вместе с патронами, то есть если перезарядить М1911, в котором осталось четыре патрона, ГГ просто выбросит магазин с этими патронами на радость детишкам. Патроны можно собрать с убитых врагов, но они запросто могут у последних кончиться. С собой можно носить ограниченное количество оружия. Оружие не сохраняется, его выдаёт Винченцо в начале миссии. В игре насчитывается более 10 видов оружия — от бейсбольной биты до пистолета-пулемёта Томпсона и снайперской винтовки Мосина.
По дорогам ездят настоящие автомобили, а не унылые пластиковые модельки, коими до сих пор кишат многие автосимуляторы. Шушпанцер весом в тонну и мощностью 30 лошадей ведет себя на дороге именно так, как ему и положено, а не как НЛО, игнорирующее инерцию и гравитацию. Просто доставляет удовольствие. Особенно когда у ценителя есть руль, педали и КПП — то вообще вин. Бензин в игре может закончиться — для миссий и поездок его хватит, но если прострелят бензобак — всё, кина не будет, топливо просто вытечет (но во время миссий стрелка просто опустится в красную зону, и можно продолжать движение). Есть даже счётчик километража. В игре присутствует более 50 видов автомобилей — от легковушек и грузовиков до лимузинов и гоночных машин. В отличие от нереалистичной и упрощённой системы со звёздочками, как в Grand Theft Auto, в Мафии за столкновение с копами могли арестовать, а от двух звёзд просто так было уже не уйти — нужно было подбирать специальный бонус либо ехать в перекраску.
В Мафии же есть три вида реакции полиции на нарушение — штраф, арест или стрельба на поражение, а также всеобщий розыск, к которому подключаются все копы в городе. Притом, розыск организуется также вполне реально, а не телепатически — можно увидеть как полицейский подбежит к ближайшей будке и будет звонить, и только после этого появится красная полоса «WANTED». Размер наказания зависит от тяжести преступления. Например, штраф выписывают за превышение скорости, проезд на красный свет и небольшую аварию, а вот за крупное ДТП или ношение оружия будут арестовывать. Ещё одно отличие заключается в том, что от любого типа преследования можно избавиться, просто отсидевшись в тихом месте. Ну, и самое интересное: если заехать в переулок, где никого нет и вылезти из машины, то полиция не будет вас ловить — они ищут засветившийся автомобиль. Соответственно, от преследования можно скрыться, тихо сменив колеса. Или топая пешком куда надо и не привлекая внимания. Или уехав на метро. Каждая миссия по-своему интересна и продуманна, двух похожих просто нет.
Даже несмотря на то, что изначально игра вышла только на PC, поддержка геймпадов здесь на таком высоком уровне, над коим в современной индустрии никто бы не стал запариваться. Более того, большая часть игры на геймпаде проходится даже более удобно, чем на клавомыше (не считая моментов со стрельбой). Так, если покатушки по городу длинною в час на клавиатуре люто невыносимы, то на геймпаде можно откинуться в кресле и спокойно заниматься в это время своими делами, не обращая внимания на игру.
Ну и напоследок, нельзя не упомянуть героев игры — они хорошо прописаны и сделаны не из картона. Что ГГ, что глава мафиозного дома Сальери, кой ведет себя как пожилой и мудрый бизнесмен, что Детектив Норман — честный коп, который взял на себя геморрой по выслушиванию соплей бывшего гангстера дома Сальери Томми Анджело. А всего их десяток, и при игровом процессе можно по достоинству насладиться работой сценаристов.
Всех этих фич могло бы быть ещё больше, если бы разработчикам не пришлось бы их вырезать по самым разным причинам — движок не позволяет, игровой процесс не сбалансирован, и так далее. Так как игра начинала запиливаться аж в 1999 году, когда из конкурентов у неё была только самая первая двухмерная ГТА, а к моменту выхода полностью трёхмерной GTA3 она всё ещё находилась в разработке, разработчики попросту решили порезать различные дополнительные фичи и выпустить то что есть. Фич оказалось немало, к примеру:
- Вызов такси при помощи свиста. Свист в игре стал нужен лишь один раз — когда надо побибикать под окном у Поли, а игрок без машины.
- С десяток миссий и подмиссий — остались лишь небольшие огрызки в игровых файлах, например, в 16 миссии можно вместо погони за Морелло отправиться в Оукхилл и там найти его виллу, которая будет открыта и частично даже доступна для прогулки по ней.
- Мультиплеер — предусматривались как гонки по сеточке с посонами, так и обычное мясо, но не судьба. Гоночки возвращены модами.
- Бокс с ботами — сохранился лишь загрузочник и модели персонажей в боксёрских трусах. Возвращено модами.
- Плюс ко всему прочему облик персонажей и сюжет неоднократно менялся, поэтому в архивах игры остались такие вещи как молодой Сальери или старый Сэм.
- Лодка, которая неоднократно показана и в роликах и в самой игре — выполняет роль унылой декорации. Возвращено модами.
- И ещё куча всяких мелочей вроде танка, мотоциклов и т. д.
Основные персонажи
Mafia I
- Томми Анджело — основной герой. Сотрудничает с семьей Сальери.
- Сэм — друг и напарник Томми.
- Дон Сальери — глава клана Сальери.
- Дон Морелло — глава одноименной семьи, личный враг Томми Анджело.
- Франк Колетти — правая рука дона Сальери. Отвечает за отмывание денег.
Mafia II
- Вито Скалетта — главный персонаж. Работает на мафию, чтобы выжить.
- Джо Барбаро — приятель Вито. Помогает другу во время миссий.
- Дон Клементе — возглавляет клан, в который вошел Скалетта.
- Майк Бурски — на него работает и к нему часто обращается Вито по поводу амуниции и автомашин.
- Дерек Пепелардо — большой мафиози. Является прямым шефом Бурски.
- Эдуардо Скарпа — влиятельное лицо в семье Фальконе.
- Лео Галанте — важнейший представитель клана Винчи.
Mafia III
- Линкольн Клэй — мечтает отомстить семье Маркано, для чего связался с другим кланом.
- Вито Скалетта — да, это центральный герой Мафии II. Здесь он дружит с Клэем и помогает ему в борьбе.
- Дон Маркано — его должен убить игрок, чтобы миссии были пройдены.
- Тони ДеРацио и Томми — основные помощники дона Маркано.