Автор — Дарья Герцен
Если вы остановите на улице человека в возрасте 20-65+ лет и спросите, какая у него ассоциация с этим словом, будьте уверены, большинство из них, равно как и я, назовёт скандальное шоу нулевых годов с главным секс-символом страны – Дмитрием Нагиевым.
Окна: сколько смысла в этом слове из четырех букв…
На дворе 2019 год, мало кого можно удивить скандалами, интригами и расследованиями на российском ТВ. Однако, так было не всегда. Начиная с 90-х годов и активно продолжая в начале и середине 00-х, российские продюсеры старались предлагать ненасытному зрителю максимум хлеба и зрелищ. И если в 90-х годах такие проекты были, с вашего позволения сказать, «пробой пера», то в начале двухтысячных они приобрели новую, более профессиональную и обтекаемую форму, как итог: хлеб и зрелища сопровождались песнями, плясками, порчей баянов и другими весёлыми действиями.
Как и большинство российских ТВ передач, «Окна» — есть не что иное, как русскоязычная копипаста американского «Шоу Джерри Спрингера», выходящего с 1991 года и будоражащего умы американских зрителей по сей день. Формат англоязычного шоу сразу был определен как «трэш», что благополучно перекочевало на русскую почву и дало специфические плоды, так любимые российским зрителем, но об этом чуть дальше.
Кадр из «Шоу Джерри Спрингера». Как говорится, найди 10 отличий
«Окна» — это телевизионный проект Валерия Комиссарова, который известен российскому зрителю по криповому детищу девяностых годов «Моя семья» с той самой каноничной Маской Откровения, пугающей мой и не только неокрепший детский ум наравне с ВИДом. Первоначально проект планировалось запустить на телеканале РТР, однако, формат был не совсем подходящим, вследствие чего он был запущен на телеканале СТС, а спустя ещё пару месяцев, в ходе ожесточенной борьбы за лакомый кусок пирога, «Окна» стали выходить на ТНТ, став одной из самых рейтинговых, как сейчас принято говорить, топовых программ.
Валерий Комиссаров и Маска откровения
Поговорим о сюжете
Нельзя не отметить всегда эффектное появление в кадре самого Дмитрия в экстравагантных и модных костюмах. Зрителю показывали студию с приглушенным светом и негромкой музыкой, после чего секс-символ произносил вступительную философскую речь, оканчивая её фразой: «Дамы и господа, мы начинаем», и свет в студии загорался.
Далее было представление так называемой «службы безопасности» — тех самых крепких парней, блюдущих спокойствие и порядок в студии. Как сейчас помню, «служба безопасности» менялась за всю историю программы дважды, вторых крепких парней звали Дима и Серёжа.
Краткая предыстория конфликта также отводилась для речи Дмитрия, после чего в студию поочередно вызывались так называемые «участники» и выливали свое негодование на суд общественности.
Участников я сразу вынуждена выносить за скобки. Сейчас, по прошествии более 15 лет, ни для кого не секрет, что участниками являлись подставные лица. Это были преимущественно провинциальные актеры и телеведущие, только-только встающие на путь актерского и сценического искусства и мечтавшие о куске хлеба. Например, Степан Меньшиков, Ксения Бородина, Елена Беркова и другие «великие люди»=)
Программа заканчивалась фразой, ставшей впоследствии визитной карточкой Дмитрия: «Всё, пока. Пока!».
Долгие годы эта фраза будет кочевать из одного нагиевского проекта в другой: «Большие гонки», «Голос» etc.
«Осторожно, модерн 2!»
Интересный и примечательный факт: в сериале «Осторожно, Модерн! 2» неоднократно были замечены так называемые «пасхалки».
Первая, например, в серии 56. Согласно сюжету, алкоголик Степан Сморковичев обрюхатил жену прапорщика Задова, а их отношения выяснялись в стиле передачи «Окон». Ведущим был Задов в очках и с длинными волосами, так умело копирующий образ ведущего скандального шоу.
После передачи он выдал на лестничной клетке алкашу-участнику 10 рублей. Таким образом, Нагиев сыграл Задова, который сыграл Нагиева. Такая вот примечательная матрёшка.
Серия 56 т/с «Осторожно, модерн 2!». Нагиев в образе Задова, который играет Нагиева
Вторая – в одной из серий состоялся следующий диалог:
- Прапорщик Задов: «…моя, блин, семья».
- Таня Задова: «Какая пошлость».
- Пашка Задов: «Какая противная песня комиссарская».
Таким образом, мы видим прямую отсылку к Валерию Комиссарову и его программе «Моя семья».
Секрет успеха передачи «Окна»: хлеб и зрелища
Почему же «Окна», несмотря на свою трешовость и дешевизну, так подкупали зрителя?
Ответ, как всегда, лежит на поверхности: хлеб и зрелища в виде хитро выдуманных сюжетных линий, невероятных поворотов событий, которым иногда могла бы позавидовать сама Агата Кристи, неадекватных поступков и речей участников.
Помимо всего прочего, манера ведущего, так выгодно отличавшаяся от всего того, что зритель видел ранее: ощущение сопричастности, нотки сарказма и здорового цинизма (хоть и прописанного в сценарии) – всё это притягивает взгляд.
В отличии от того же Михаила Пореченкова в «Запретной зоне», который всегда находится как бы над всеми участниками. Михаил занимал золотую середину и старался абстрагироваться и избегать субъективных мнений, к которым так любил прибегать Нагиев.
Дмитрий Нагиев собственной персоной
Описывать трешевые сюжеты не имеет смысла, всё это есть в открытом доступе на различных интернет-ресурсах, однако, некоторые детали, так отчётливо врезавшиеся в детскую, память, я освящу.
Будучи девчушкой лет 10 и страстно сохнущей по Дмитрию Нагиеву, я каждый раз с придыханием наблюдала за потасовками и драками в эпизодах. Но то, что я увидела однажды, заставило всё во мне встрепенуться.
Да, вы уже знаете, о каком эпизоде пойдет речь – об эпизоде бракосочетания, в котором Дмитрий попал под раздачу.
Представьте себе, какой эффект он произвел на меня тогда!
А как известно, что стар, что млад – всё одно: неудивительно, что передачу так любили женщины в более пикантном возрасте (о цифрах мы умолчим из тактичности). Это же после каждой программы сколько всего можно было обсудить! Проституток и наркоманов в передаче хватало.
Из детских переживаний остались воспоминания о том, как Дмитрия уводили из студии двое крепких парней, карета скорой помощи, эфир нескольких следующих серий из больничной палаты, хорошенькая медсестричка, которая ставила уколы.
Далеко ходить не нужно: после премьерного показа серии на следующий же день в школе среди девчонок начались жаркие дискуссии и обсуждения касаемо состояния здоровья ведущего и пр.
На тот момент, безусловно, в наших головах и мысли не было о какой-то постановке.
Та самая сцена
— Ну как? — Башкой трахнулся.
Мне до сих пор удивительно, как родители разрешали смотреть данную передачу. Сюжеты и эпизоды порой пестрили такой жестью и непристойностью, что действительно начинаешь задумываться:
Ах вот оно что! А что, если вот все мои события в жизни, неадекватные и истерические нотки поведения взросли на этой передаче? Да не, бред какой-то.
К такой мысли я неоднократно возвращалась, вспоминая дичайшие моменты серий: фигура Адольфа Гитлера из продуктов жизнедеятельности; парики из лобковых волос; мужчина, живущий в коробке из-под холодильника; совокупление с гитарой etc.
К сожалению, фантазия сценаристов оказалась ограниченным ресурсом, что в итоге вылилось в падение в 2005 году рейтингов программы практически до уровня дна Мирового Океана и последующего закрытия передачи.
Хотя данное обстоятельство не помешало ни украинским, ни российским телеканалам продолжить трансляцию самой мякотки «Окон». В частности, на телеканале «ТНТ 4» вы можете лицезреть её до сих пор.
По словам директора ТНТ 4, Гавриила Гордеева, шоу «Окна» вошло в историю российского телевидения, это винтажный «золотой» контент. Он комедийный, потому что сейчас его уже невозможно смотреть без смеха, и жести там тоже хватает.
Безусловно, с этим сложно спорить, а посему и я иногда не чураюсь посмотреть один-два выпуска, дабы окунуться в ту непередаваемую атмосферу треша, угара и, не побоюсь этого слова, содомии.