Журналы «Cool», «Cool girls», «Я молодой» и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

В начале 2000-х у детей и молодежи не было безлимитного интернета и мобильных телефонов, зато были журналы. Самые простые бумажные журналы… Но насколько же мы ждали каждого выпуска, собирали постеры любимых звезд, обменивались ими, покупали старые номера на барахолках, чтобы найти определенный выпуск. Под партой мы читали о звездах, отношениях и моде, а журнал обычно передавался из рук в руки. Сегодня мы решили полистать старые страницы молодежных журналов и вспомнить, чем жили молодые люди в конце 90-х и начале нулевых. Местами смешно, местами — грустно, но очень интересно.

Cool

В сентябре 1997 года в России вышел первый номер журнала Cool от немецкого издательского дома Burda.

Год спустя пост главного редактора издания занял Сергей Верейкин, который к тому моменту работал в Cool ответственным редактором.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

«К тому моменту Burda уже запустил у нас первые нормальные женские журналы «Бурда» и «Лиза», первый развлекательный — «Отдохни». Было логично делать молодёжный проект, потому что издательский бизнес в России только формировался», — вспоминает он.

Главной особенностью российского рынка тогда, по словам Сергея Верейкина, было то, что музыкальная культура и индустрия только начали развиваться. Молодые люди узнавали о трендах и воспитывали в себе вкус, когда читали журналы.

«Если западные коллеги работали с уже сформировавшимся вкусом, фанатскими базами и читателями, которые знали, что это круто, то нам надо было объяснить, что это круто, почему это круто.»

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

В то время интернет только развивался, брать готовую информацию было неоткуда. Если журналист хотел написать какой-либо материал об исполнителе, ему приходилось звонить и говорить с артистом или его пресс-службой.

Верейкин говорит, что для журналистов Cool это было весельем и уникальной возможностью пообщаться со знаменитостями.

Номер был от 36 страниц. Среди них — минимум пять интервью, каких-то материалов, и всё это каждую неделю. Представьте себе, какой это объём работы, какой темп жизни

В самом начале и до завершения проекта журналисты не боялись писать на темы, которые могут кого-то задеть. Сергей Верейкин приводит в пример историю с материалом о Томе Крузе.

Редакция выпустила материал, где рассказала о том, что Том Круз саентолог и из-за этого в Германии, где запрещена саентология, возникли проблемы с показом его фильмов. Из-за материала на издание обиделись саентологи. «Мы ответили, что вопросы не к нам, а к немецкому законодательству», — поясняет Верейкин.

По мнению главного редактора, сейчас бы это превратилось в большой спор в социальных сетях, юристы бы отнеслись к этому серьёзно и попросили бы журналистов не писать на темы, на которые люди могут обидеться.

В этом плане тоже была свобода, но она регулировалась нами самими внутри, мы пытались не переходить какую-то этическую грань.

Позиция журнала вызывала недовольство не только саентологов: на Cool обратили внимание правоохранительные органы. Они обвиняли издание в публикации откровенных рекламных материалов, которые «эксплуатируют интерес несовершеннолетних к сексу». В итоге летом 2006 года Генпрокуратура потребовала закрыть издание, а также журналы Cool Girl и «Молоток».

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Через девять дней после обнародования этих претензий Burda закрыл проект Cool, а журнал Cool Girl переименовал в Girl.

Верейкин не помнит о претензиях к журналу в 2006 году. Основной причиной закрытия он называет падение интереса со стороны целевой аудитории, которая переставала читать печатные медиа и уходила в интернет, где за контент платить не нужно. Но отмечает, что журнал до конца оставался прибыльным, несмотря на падение тиражей.

Сейчас Сергей Верейкин руководит коммуникационным агентством Mint (входит в группу BBDO). Он допускает, что может вернуться в журналистику, но, по его мнению, сейчас на рынке не самые удачные условия.

Во первых, в 2000-е годы законодательство в сфере СМИ было мягче: молодёжные издания могли писать о темах, о которых в 2019 году нельзя писать даже в негативном ключе. Например, о подростковом сексе или алкоголизме.

«И хотя в некоторых случаях мы советовались с нашими юристами, не переходим ли мы грань, эта грань была дальше, чем сейчас. Сейчас она под нашим носом», — рассуждает он.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Во-вторых, по мнению Верейкина, ключевая проблема современного российского медиарынка заключается в том, что пользователи не готовы платить за текстовый контент так же охотно, как за музыку и сериалы на Netflix — не в последнюю очередь из-за качества контента.

«Просто мы пока, наверное, не придумали, как в медиа заработать на жизнь — чтобы бизнес был доволен и позволял сохранить стандарты профессии, а не биться за трафик», — считает Сергей Верейкин.

Yes!

Молодёжный журнал Yes! с 1998 года выпускал издательский дом Independent Media, первый издатель Cosmopolitan и Playboy в России.

Бывший главный редактор журнала Ирина Ильина рассказвает, что идея Yes! возникла у арт-директора российского Playboy Игоря Шеина.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Однажды он с семьёй отдыхал на Средиземноморье и обратил внимание на европейские журналы для подростков. Ему показалось, что в России эта ниша не развита. Вернувшись из отпуска, он предложил основателю и владельцу Independent Media Дерку Сауэру выпустить свой молодёжный журнал.

Ильина начала работать в Yes! редактором отдела красоты. Она называет конец 1990-х годов переломным моментом. По её мнению, дети были как потерянное поколение — с потерянными ориентирами, надломленными ценностями и без положительных примеров.

А для неё эта работа была важна ещё и потому, что в тот момент её дочь была того же возраста, что и читатели журнала. И с его помощью Ильина хотела говорить с близкими ей людьми.

В тот момент, когда все СМИ формировали читателя-потребителя, нам хотелось, чтобы у подрастающего поколения были ценности — отличные от тех, что насаждаются глянцем.

В журнале писали про формирование отношений между полами, общее мировоззрение и расстановку приоритетов.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

В 2005 году Дерк Сауэр продал издательский дом Independent Media финскому холдингу Sanoma: сумма сделки составила €142 млн.

По мнению Ильиной, после середины 2000-х годов редакционная политика изменилась в пользу коммерциализации, а реклама стала преобладать над редакционными материалами.

«В какой-то момент я поняла, что занимаюсь борьбой с ветряными мельницами. Сейчас уже сформировано некое общество потребления. У молодых людей есть мотивации, есть приоритеты, их огромное количество. Просто они отличные от тех, что являются истинными ценностями в жизни человека.»

В 2015 году издательский дом Sanoma Independent Media принял решение закрыть журнал.

Точная причина неизвестна, однако незадолго до этого замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин сообщил, что объём рекламы в российских журналах упал на 35%. Из-за этого Sanoma Independent Media закрыла два других издания: Collezioni и «Cosmopolitan Психология».

При этом онлайн-версия журнала и группы в социальных сетях продолжают существовать и регулярно обновляются. Только вместо Sanoma Independent Media они принадлежат некоему ИП Сокол.

Ещё работая в журнале, Ильина вышла замуж за участника группы «Динамит» Илью Дурова, с которым познакомилась на фотосессии для Yes!. Из журнала она ушла по семейным обстоятельствам и сейчас живёт за городом с семьёй и занимается творчеством.

Молоток

В 2000 году журнал «Молоток» назывался «Молодой». Там можно было найти вот такие очаровательные объявления о поиске друзей. И ведь переписывались же потом!

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

В целом «Молоток» был изданием достаточно провокационным. Чего стоят эти заголовки «Обрезание — это контракт с Богом», «С незнакомыми парнями группа «Пропаганда» больше не спит», «Мне очень шла пилотка», «В детстве очень много онанировал» (это интервью с Жириновским!).

Редакция «Молотка» старалась быть с молодежью на одном языке, но моментами очень сильно перегибала палку. Мы в ужасе полистали их статьи для молодежи про секс и алкоголь и поняли, что времена для прессы тогда были очень свободные. Роскомнадзора на них не было. А еще тогда можно было рекламировать и алкоголь и сигареты, так что можно было найти очень странные статьи и рекламу.

А как вам такое объявление?

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Все звёзды

Это журнал издательского дома «Ровесник», который в советские времена выпускал одноимённое издание.

После распада СССР издательский дом приватизировали сотрудники редакции, и руководителем компании стал Игорь Чернышков. В 1995 году у него возникла идея выпустить ещё один молодёжный журнал.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Он заметил, что иногда подростки хотят повесить на стену своей комнаты фотографии любимых звезд, но распечатать качественный плакат очень трудно и дорого.

Так Чернышкову пришла идея создать журнал «Все звёзды», который состоял бы только из постеров. Купить такой журнал было бы проще и дешевле, чем искать фотографии звёзд, увеличивать их и печатать в фотоателье самому.

Однако ожидания предпринимателя не оправдались: в течение четырёх лет ежемесячно продавалось около 20 тысяч экземпляров. «Журнал окупал себя, но не более того», — рассказывает vc.ru Игорь Чернышков.

Тогда он решил провести ребрендинг издания. В 1999 году журнал сменил логотип, а также добавил новый формат постеров — А2 (до этого были в формате A4 и А3). Кроме того, в журнале появились тексты.

Чернышков установил жёсткое правило, что материал должен быть коротким. По его словам, читателям «Всех звёзд» нужна лёгкая подача и возможность быстро уловить главное.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Чтобы продвинуть обновлённую версию журнала, издательский дом стал рекламировать его на телеканале MTV, который открылся в России в 1998 году.

По словам Чернышкова, он выбрал этот телеканал из-за невысокой цены рекламных слотов, а также из-за близости к целевой аудитории.

После рекламной кампании ежемесячные продажи журнала стали удваиваться каждый месяц.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Ещё с 1990-х годов Игорь Чернышков установил правило для редакции: героев постеров выбирают читатели, участвуя в опросах. В каждом номере был вкладыш с тремя полями ввода: первое, второе и третье места.

За первое место начислялся один балл, за второе — два, за третье — три. Читатели заполняли анкеты и отправляли по почте. Всё это считал вручную один из сотрудников редакции.

По словам Чернышкова, возраст аудитории журнала был 9–14 лет. При этом главный редактор издания всегда требовал от сотрудников, чтобы они общались с читателями уважительно, несмотря на разницу в возрасте или желание «позаигрывать», переходя на молодёжный сленг.

Сейчас «Все звёзды» продолжает существовать — только вместо постеров Prodigy и «На-На» публикуют постеры Билли Айлиш и BTS.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Тираж одного из майских выпусков составлял 100 тысяч экземпляров. Голосование за то, кто будет на постерах следующего выпуска, теперь проходит в группе во «ВКонтакте» (на неё подписано около 90 тысяч человек).

По словам Чернышкова, рынок печатных медиа не просто сжимается, а схлопывается, и тиражи продолжают падать «стремительно и совершенно обречённо».

Одной из проблем главный редактор называет дистрибьюторов, которые сами устанавливают отпускную цену и мешают мелким издателям попасть на прилавки. «Если им это всё же удаётся и их продажи даже неплохи, то дистрибьюторы могут просто не платить, например, год», — отмечает Чернышков.

Чернышков был бы рад увести проект в интернет и даже предпринимал попытки ранее. Однако он не видит модель монетизации, подходящую для аудитории «Всех звёзд».

Bravo

В Германии Bravo издавался с 1956 года. В 2002 году он появился в России — его выпускал издательский дом «Логос-медиа». А через два года «Логос-медиа» выкупил владелец Bravo — немецкий издательский дом Bauer Media Group.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Годнота!
0

Одним из первых главных редакторов российского Bravo был Глеб Давыдов. По его словам, команде журнала хотелось сделать «адекватную репрезентацию» оригинального Bravo.

Давыдов рассказывает, что до появления Bravo в России существовали его копии — «Молоток» и Cool. «Они пытались сделать кальку с Bravo, немного адаптированную под российских читателей. Но делали они это довольно некачественно и неадекватно».

После появления издания в России конкуренты выпустили журнал «Круто» — с похожим оформлением, шрифтом и логотипом, рассказывает бывший редактор Bravo по имени Дмитрий (имя изменено по его просьбе).

«Они пригласили каких-то ребят с очень негативным настроем и попросили их сделать самый чернушный и неприятный молодёжный журнал, какой только можно себе вообразить», — вспоминает он.

По мнению Дмитрия, конкуренты рассчитывали, что покупатели будут путать журналы, а содержание «Круто» нанесёт ущерб репутации Bravo: «И действительно — читатели, судя по письмам, какое-то время нас путали. Потом “Круто” прикрыли».

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Также Дмитрий рассказывает, что Bravo и «Молоток» периодически подкалывали друг друга. Например, в Bravo выходила колонка под названием «Molotok».

«Эти колонки писал наш литературный редактор. Он очень точно подделывал стилистику Фёдора Павлова-Андреевича — «главного» в журнале «Молоток», — со всеми его пошлостями».

Бывший главный редактор Bravo Глеб Давыдов вспоминает, как однажды, чтобы подогреть интерес к журналу, он написал шутливую колонку о том, что ищет девушку. Он изложил в ней параметры, которым она должна соответствовать, и призвал читательниц написать о себе в редакцию.

«Пришло много писем, но я не обращал на них особого внимания, так как колонка уже сделала своё дело — слухи среди читательниц сразу увеличили продажи журнала. Игра с читателями удалась. Но в какой-то момент я получил письмо от девушки, которое было не похоже на другие. И сразу почувствовал в нём что-то родное».

После Давыдова пост главного редактора Bravo в 2005 году заняла Наталья Мостакова. Одной из самых популярных постоянных рубрик журнала она называет «Клуб Bravo» — в которой они вместе со старшим редактором Даней Шеповаловым отвечали на вопросы читателей.

«Отвечали иногда цинично, иронично, но почти всегда очень смешно. Это культовая рубрика, она точно была особенной, главной в журнале, и в какой-то степени отражением духа редакции», — вспоминает Мостакова.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

К 2006 году на молодёжный сегмент и медиа в целом стало значительно влиять развитие интернета. Наталья Мостакова считает, что проблема заключалась в том, что многие молодёжные издания не смогли вовремя уйти в онлайн и увести туда свою публику.

Второй проблемой для молодёжных журналов Мостакова называет отсутствие рекламодателей для этого сегмента из-за кризиса и недостаточно развитый потребительский рынок.

К 2012 году издательский дом Bauer, который владел журналом после покупки «Логос-медиа», признал молодёжный сегмент «непривлекательным» и закрыл Bravo. Сейчас компания издаёт журналы «Всё для женщины», «Тайны звёзд», «Оракул» и другие.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Главный редактор Bravo Глеб Давыдов ушёл из издания в 2005 году, потеряв к журналу интерес. Он занялся веб-журналом об искусстве, путешествиях и религиях «Перемены» и сейчас дополнительно переводит книги.

Наталья Мостакова сейчас работает PR-директором музыкального лейбла Gazgolder и Полины Гагариной.

После Bravo старший редактор Даня Шеповалов стал продюсером проекта «Спасибо, Ева», затем — PR-консультантом сервиса Rutube, а сейчас занимается развитием своего креативного агентства Viewerest.

Ровесник

Журнал «Ровесник» — издание с богатой историей. Выходит аж с 1962 года! Журнал был рассчитан на другую, более серьезную и взрослую аудиторию. Там писали в основном про рок-музыку, а на плакатах уже была не Бритни Спирс, а Green Day или System of a Down. Там можно было найти информацию о новых релизах, почитать критику на новые альбомы, а еще там были интервью с рокерами. В общем, все неформалы были в восторге. Журнал до сих пор выходит, и его приятно полистать.

Oops!

Журнал для девушек начал выходить чуть позднее, чем все вышеперечисленные издания, — в 2001 году.  В принципе писал обо всем том же — моде, звездах, красоте. Был куда сдержаннее по выбору тем и заголовков, чем тот же «Молоток». До сих пор старые выпуски журнала выглядят вполне прилично.

«Драматические истории от первого лица и крики о помощи в рубрику «Горячая линия» вовремя сменяются страницами с веселыми казусами читательниц. А длинные опусы чередуются с яркими постерами — этот номер дарит возможность украсить твою стену Эштаном Катчером и Александром Асташенком», — отрывок из рецензии на журнал.

А еще можно было почитать рецензию на «Сумерки» и узнать, какая ты эгоистка.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Круто

Этот журнал был родным братом всем известного COOL. Издательский дом «‎Бурда» стремился охватить как можно больше сегментов целевой аудитории, и они быстро поняли, что многим не нравился формат COOL с поп-звездами и желтушными историями про личную жизнь Бритни Спирс. Именно для них, тру-панков, рэперов и прочей «‎темной стороны», выпускался журнал со славянским названием «‎Круто» — уникальнейшее явление российской журналистики. Более трэшового и чернушного издания для молодежи рынок не видел никогда.

Журналы "Cool", "Cool girls", "Я молодой" и другие: что случилось с популярными изданиями 2000-х

Журнал повествовал о новостях музыки, популярных исполнителях, сексе и развлечениях. Примечательными были четыре маскота: Dr. Чел, Хой, Тинка и медведь Пых Пох. Каждая страница изобиловала ругательствами и черным юмором, граничащим с откровенным бредом и сюром. Например, вот «‎письмо» в редакцию от некоего Марата из Нижнего Новгорода, на которое отвечает медведь Пых Пох:

«‎Пых, блин, у меня такой трабл! Я проснулся утром с неприятными ощущениями. Сначала не мог понять, в чем дело. Но чуть позже, когда стал одеваться и приводить себя в порядок, то осознал, что моя левая рука застряла на 30 сантиметров в глубине моего анального прохода. Я не могу вытащить руку и мне стыдно идти в школу. Что мне делать?
— Ну что, Маратик, тут поделаешь? Учитывая местонахождение твоей руки, можно предположить, что на тебя напали анальные тараканы, или что ты скрытый п*дор. И то, и другое предполагает одно — СМЕРТЬ. Так что не позорь себя и свою семью. Отгрызи себе руку, а затем застрелись. Если у тебя нет пистолета, то сойдет и обычный баллончик дезодоранта, который ты засунешь в рот, а потом подпалишь зажигалкой. На самый крайняк можно проглотить большой ком ваты, а потом начать лупить себя по животу — вата разбухнет и ты помрешь. Действуй!»

По понятным причинам журнал был закрыт в середине нулевых. Но многие искренне скучают по этому трэшу — читать его было очень весело.

Друзья, а вам понравилась статья?
Оставьте комментарий или заходите в нашу группу 👉 ВКонтакте
Юмор и свободное общение со сверстниками, для тех кто навсегда застрял в 2000-х 💖


Adblock
detector