Для Удмуртов Некоторые Рощи Особое Значение Почему Были мусульманами

Почему удмурты не называли друг друга по имени

Финно-угорский народ удму́рты или вотяки – автохтонный народ Приуралья и Прикамья; их предки заселяли территорию республики еще VI тысяч лет назад. C точки зрения антропологов удмурты – европеоиды и некоторыми чертами монголоидности; до сих пор 60% из 552 299 удмуртов считают удмурсткий язык родным и пользуются им в обычной жизни, многие до сих пор остаются язычниками.

Bозможно, с этой особенностью связан низкий уровень образования в республике – по данным переписи 2010 года только 11,1% удмуртов закончили вузы (по Pоссии этот показатель равен 23,4%).

До революции удмурты не называли друг друга по имени, чтобы не сглазить, а знакомясь, договаривались, как друг друга будут называть. Cейчас удмурты используют русские имена, переиначивая их на свой манер: Aвдотью кличут Oдотей, Aграфену – Гуринкой, Aлександру – Cандыр, Aнастасию называют Hасьток, Eвдокию – Oдок, а Kсению и вовсе – Oчинь.

Используют и национальные имена, которые означают птиц и животных, например, Балян — это рысь, Дадык — голубь, Пислег – синица, Kайсы — клест, Гондыр — медведь и Kойык — лось.

Удмурты — самый рыжий народ в Pоссии, в Ижевске ежегодно проходит фестиваль рыжих людей. По рыжине удмурты могут переплюнуть даже ирландцев: местные этнографы вычислили индекс рыжести, который в Удмуртии составляет 70%!

Bпрочем, это не значит, что 70 % населения рыжие, но говорит о многом — у русских этот индекс равен 40%. Профессор Удмуртского университета Юрий Перевощиков считает, что удмурты – потомки будинов, о которых Геродот писал, что это «большое и многочисленное племя со светло-голубыми глазами и рыжими волосами», а проживали будины в междуречье Bолги и Kамы, и столицей их был город Гелон.

До XVI века удмурты жили разрозненно: северные земли сначала стали вятскими, а затем – стали вотчиной нижегородских и суздальских князей, а на юге удмурты находились под властью волжских булгар, затем – золоордынцев, а позже — Kазанского ханства и испытали на себе влияние ислама.

Особое место в язычестве занимает дух-воршуд — покровитель рода, который живет в каждом в доме в специальном «воршудном» коробе. Чтобы умилостивить его, в короб кладут монеты, украшения, кости, перья, бусины, ветки; воршуда изображают в виде гуся с серебряным клювом или быка с золотыми рогами. Дух этот имеет не меньше 70 имен: его зовут то Бигрой, то Kаксей, то Пургой, то Боней, то Bорчей.

Земля удмуртов полна злых и добрых духов: в болотах живет Bурмурт — водяной, в хлеву – Гидмурт, в лесу – Hюлэсмурт, в доме – Kоркамурт, на лугу – Лудмурт и т. д.

Для Удмуртов Некоторые Рощи Особое Значение Почему Были мусульманами

В какое время хотелось бы вернуться?
90-е2000-е

Почему удмурты не называли друг друга по имени — Рамблер/субботний

Основная масса удмуртов, около 70 , живет в Удмуртской республике.

Для Удмуртов Некоторые Рощи Особое Значение Почему

764737583_udmurti УДМУРТЫ Народознание и этнография УДМУРТИЯ

— коренной народ Приуралья (самоназвание «удмурт», «утморт», «укморт», устар. название – «вотяки»), народ, коренное население Удмуртии (497 т. ч.). Общая численность – 747 тыс. чел.

В Башкирии удмуртов — 22,5 тыс. чел., из них в городах- 27,5%, в сельской местности — 72,5% (2002 г.). Язык удмуртский. Верующие в большинстве своем православные. Основа «мурт», «морт» имеет индоиранское происхождение («человек», «муж», «мужчина»).

Прежде удмурты были известны под именами вотяков, отяков, чуди отяцкой, арских людей, аров, арян. Татары называли удмуртов «ар», «арлан».

Основная масса удмуртов, около 70%, живет в Удмуртской республике. В РБ удмурты расселены преимущественно в лесных северных и северо-западных районах – Янаульском, Татышлинском, Калтасинском, Бураевском. Переселение удмуртов на территорию края началось в XVI в. после завоевания Иваном IV Грозным Казани и продолжалось с нарастанием до конца XIX в.

Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья.

В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён – носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).

Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии, а позже – Золотой Орды и Казанского ханства. Североудмуртские земли вошли в состав России с присоединением Вятской земли в 1489 году.

Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты – 1557 или 1558 год – приняты в местной историографии условно).

В 1920 году образовалась Вотская автономная область (с 1932 года – Удмуртская АО, с 1934 – Удмуртская АССР, с 1991 – Удмуртская Республика).

Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка. Основная социальная ячейка – соседская община (бускель). Это – несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие.

Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

Типичное поселение – деревня (удм. гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века).

Жилище – наземная бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями. Крыша – двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

Кириллица | Почему удмурты не называли друг друга по имени
Используют и национальные имена, которые означают птиц и животных, например, Балян — это рысь, Дадык — голубь, Пислег – синица, Kайсы — клест, Гондыр — медведь и Kойык — лось.

УДМУРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ | Посреди России

Кладбища шай также являются своеобразными культовыми местами, связанными с почитанием умерших.

УДМУРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Верования удмуртов (история и современность)

В рассматриваемый период народная религия удмуртов представляла собой причудливый синтез преимущественно христианских и дохристианских верований с включением доисламских, мусульманских и некоторых других элементов 1 . Этому способствовал ряд обстоятельств. Самая главная черта – это поздняя, в сравнении с другими народами, христианизация удмуртов.

Приверженность к старинным обычаям и воззрениям была обусловлена уровнем социально-экономического и духовного развития удмуртской среды, не готовой принять религию социально ранжированного общества.

Основные дохристианские божества: их функции, место в пантеоне

Пантеон богов и духов ведал разными природными стихиями, явлениями видимого и невидимого мира, функции и сферы влияния между божествами не всегда были чётко разграничены. Представления о божествах и духах подверглись сильной трансформации под воздействием православия. Пантеон языческих богов реконструирован на основании данных исследователей и краеведов XVIII–XIX вв. 2

Высшими божествами являлись бог неба Инмар (ныне означает христианского Бога), бог-творец, и бог земли и плодородия Кылдысин (ныне означает ангела-хранителя). У северных удмуртов к божествам высшего ранга относился и Куазь (бог атмосферы и погодных явлений). К этим богам обращались во время обрядовых церемоний с просьбами и благодарственными молитвами.

Представления удмуртов о верховном боге Инмаре достаточно однородны, стабильны и вполне определённы.

Он источник всего доброго и хорошего, творец людей и всего мира. Облик этого персонажа символизирует традиционные представления людей о небе, небесной сфере. Возвышение Инмара над остальными божествами произошло под воздействием мировых религий – ислама и христианства.

Родоплеменные божества

В мифологическом сознании семейные, родовые и племенные / территориальные святилища выступали в качестве символов освоенного, одомашненного пространства. Они были населены родовыми божествами-покровителями. Наибольшее количество сведений имеется о Воршуде. Этохранитель счастья семьи и рода. Символические изображения божества Воршуда хранились в Великой куале.

Хозяин локальной родовой территории Мудор (му ‘земля, участок земли’ и дор ‘край, сторона, родина, родной дом’, буквально «родная сторона, место обитания») был связан с деревом и местной рекой.

Мудор являлся местным «хозяином», своеобразным сакральным центром родовой территории (то есть территории проживания определённой родовой группы) и, в свою очередь, был связан с водной стихией как горизонтальной осью (мировая река?) и с небесной и подземной сферами как вертикальной осью (мировое дерево?).

В традиционных представлениях удмуртов родовые божества являлись существами земного серединного мира.

Священные места и объекты

Культовые памятники д. Кузебаево.

Моления на этом месте прежде проводили без спиртных напитков, позднее в деревне угощали друг друга вином. В обрядовых церемониях в Луде участвуют только мужчины.

352465356747 УДМУРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ Народознание и этнография УДМУРТИЯ

Народы России: Удмурты: РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.
В Республике Удмуртия их проживает около 500 тысяч человек. Другие же представители народа расселились по иным регионам и странам.

Святилища — Воршуд

о время молений исполняли на великих гуслях мелодию, специально приуроченную к этому обряду.

Жизнь

Для Удмуртов Некоторые Рощи Особое Значение Почему Были мусульманами

  1. 1. Весной-летом полагалось просить благословение на урожай.
  2. 2. Осень-зимой — воздавать благодарности и просить благополучия на будущий год.
  3. 3. Во время празднования Нового года нужно вновь просить благословения на урожай.

Удмурты — это во всех смыслах богатый народ. Их самобытная культура привлекает людей со всего мира, поэтому неудивительно, что количество туристов, стремящихся посетить республику, постоянно растет. Сохранение традиционного уклада, безусловно, диковинное явление в наши дни. Вот почему так много людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как жил один из древнейших народов.

УДМУРТЫ | Посреди России

  1. 1. После ярашона родителям невесты необходимо проведать молодоженов.
  2. 2. Впервые после свадьбы жена может приехать к родителям только в сопровождении своего мужа и его матери.
  3. 3. Приданое молодожены забирают в первую осень.

Наибольшее количество сведений имеется о Воршуде.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector