«Цельнометаллическая оболочка»: актеры и сюжет

«Цельнометаллическая оболочка» — кинофильм Стэнли Кубрика о войне во Вьетнаме. Экранизация романа Густава Хэсфорда «Старики». Фильм стал культовой экранизацией «синдрома войны» и трудностей, с которыми сталкиваются новобранцы, прибывшие на войну. Фильм также озвучил Дмитрий Пучков «Гоблин» в своем стиле «правильного перевода», без цензуры, с матами. Картина получила множество наград и номинаций, в 1988 году номинировался на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Русское название фильма представляет собой буквальный перевод термина, означающего оболочечную пулю.

Сюжет и история создания фильма

Военная кампания Соединённых Штатов во Вьетнаме стала не просто одним из крупнейших вооружённых конфликтов второй половины ХХ века. Она вызвала огромный международный резонанс, дала старт сильному антивоенному движению и оказала мощное влияние на культуру и общественную жизнь Америки 60-70-х. Менее, чем через 10 лет после вывода войск из Вьетнама, режиссёр Стэнли Кубрик задался целью рассказать обезоруживающую в свой прямоте и жестокости историю о не самой популярной странице американской истории.

В честь отмечаемой сегодня 30-ой годовщины со дня премьеры «Цельнометаллической оболочки», предлагаю вам узнать интересные факты из истории создания этого культового фильма.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Подобно фильму «Сияние», снятому режиссёром Стэнли Кубриком по роману Стивена Кинга, «Цельнометаллическая оболочка» также имеет литературную основу. В 1980-ом году, закончив работу над картиной об ужасах отеля Оверлук, Кубрик решает снять ленту об ужасах войны и поначалу его выбор пал на тему Холокоста и Второй мировой. Однако вскоре ему в руки попал номер журнала Kirkus Reviews, в котором была заметка о книге «The Short-Timers»: полубиографическая история о Вьетнамской войне, написанная ветераном морской пехоты армии США Густавом Хэсфордом. Кубрик отыскал роман, перечитал его дважды и заявил, что считает его «уникальной, абсолютно чудесной книгой», которую и решил превратить в свой следующий фильм. Позже режиссёр вспоминал, что был сражён диалогами, которые находил весьма поэтичными.

В 1983-ем году Кубрик приступил к подготовительным действиям и стал лично детально изучать Войну во Вьетнаме. Для этого он использовал архив Библиотеки Конгресса, в котором хранились микрофильмы, документалки, газеты и огромное количество фотоматериалов, проливающих свет на те события. Вскоре к производственному процессу Кубрик решил привлечь самого Хэсфорда, с которым он созванивался три-четыре раза в неделю и разговаривал по часу. Через какое-то время он захотел встретиться с Хэсфордом лично и назначил ему встречу в своём доме в Англии. Кубрика предупреждали, что Хэсфорд довольно сложный, в чём-то даже пугающий человек, однако режиссёр всё же позвал его на ужин. Доподлинно неизвестно, что в тот вечер пошло не так, но вскоре Хэсфорд из участия в производстве картины был исключён.

Роман Густава Хэсфорда «The Short-Timers» получил своё название в честь одноимённого термина, использовавшегося в армии США. Им именовали тех солдат, которые отбыли во Вьетнаме полный срок, обычно составляющий от 12 до 13 месяцев, и готовившихся демобилизоваться. В нашем обиходе тоже есть похожий термин и звучит он как “старики”. К слову, именно под таким названием книга Хэсфорда и была издана на русском языке. Однако Кубрика такое название категорически не устраивало. Он считал, что непосвящённый в тонкости армейской терминологии обыватель подумает, будто лента The Short-Timers посвящена не солдатам, а тем, кто работает неполный день.

Подходящее название попалось режиссёру на глаза совершено случайно. Кубрик проводил много времени, изучая материалы и документы, связанные с американской военной кампанией во Вьетнаме. Просматривая каталог со стрелковым оружием, режиссёр наткнулся на термин “цельнометаллическая оболочка”, относящийся к особому типу боеприпасов – оболоченных пуль, покрытых слоем из медного сплава. Термин понравился ему настолько, что именно его он и решил вынести в заголовок фильма.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Стэнли Кубрик весьма своеобразно подошёл к вопросу подбора актёров в свой новый фильм. Режиссёр просто обратился на студию Уорнер Бразерс и попросил разместить объявление о наборе актёров. Для соискания роли было достаточно прислать видеокассету с записью своих проб. Вскоре из США и Канады в адрес Кубрика было отправлено порядка 3.000 кассет, каждую из которых отсмотрели ассистенты и отобрали 800, которые и представили на суд Стэнли.

Кассеты с пробами Ли Эрми, сыгравшего роль сержанта Хартмана, среди них не было. Дело в том, что первоначально на роль озлобленного инструктора в тренировочном лагере был выбран актёр Тим Колчери. Для придания его образу достоверности был нанят Эрми, который сам когда-то служил в армии, был инструктором и знал обо всех тонкостях этой должности не понаслышке. Видя, как Колчери выдыхается уже через 30 минут криков, Эрми предложил Кубрику свои услуги не как консультанта, но актёра.

Тем более что опыт съёмок в подобных ролях у него уже имелся: в 1979-ом году он сыграл в роль инструктора Лойса в другом «вьетнамском» фильме – драме «Парни из роты С». Кубрик посмотрел тот фильм; счёл, что Эрми в нём недостаточно суров и предложил ему записать кассету с пробами, на которой тот смог бы продемонстрировать свои способности и показать, как следует подавлять индивидуальность новобранцев.

Увиденное сразило Кубрика и он без колебаний заменил Колчери на Эрми, которого назвал гением. Кроме того, к сценарию была приложена 250-страничная стенограмма его речи с проб. Опыт службы во Вьетнаме оказался неоценимым и, как позже вспоминал Кубрик, до половины своих реплик, в том числе почти все ругательства, Эрми придумал сам.

Что до Колчери, то в фильме он всё же появился: вместо эксцентричного инструктора ему досталась роль кровожадного пулемётчика в вертолёте, произносящего ставшую не менее крылатой фразу об убитых им женщинах и детях, на которых уходит меньше свинца.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

К новому фильму Кубрика был проявлен огромный интерес потенциальными соискателями ролей. Например, главную роль рядового Шутника предлагали исполнить Энтони Майклу Холлу, известному по фильму «Клуб “Завтрак”». Он провёл 8 месяцев, готовясь к роли, но в итоге из проекта выбыл. Официально было объявлено, что причиной увольнения послужил конфликт рабочих графиков. Однако по неофициальной, Кубрик избавился от пылкого юнца из-за критики в адрес своего перфекционизма в режиссуре.

Другим кандидатом на роль Шутника был Брюс Уиллис. В 1988-ом году издание Playboy публиковало материал, в котором сообщалось, что Уиллис мог оказаться во главе актерского ансамбля новой ленты Кубрика. Однако от предложения Брюс отказался, предпочтя Вьетнаму съёмки в «Детективном агентстве “Лунный Свет”».

В целом в свой проект Кубрик набирал или незамыленные лица, или вовсе молодых актёров. На этом фоне весьма неожиданным выглядит предложение роли Арнольду Шварценеггеру. Австрийский Дуб мог сыграть бойца по прозвищу «Зверюга», но на предложение ответил отказом и вместо небольшой роли у Кубрика ушёл сниматься в главной роли в фильме «Бегущий человек».

Среди других актёров, которые были близки к получению роли, можно назвать Уильяма Хоупа (отказавшегося в пользу съёмок в ленте «Чужие» Джеймса Кэмерона, где он сыграл неопытного лейтенанта Гормана) и Дэнзела Вашингтона. Последний мог воплотить на экране образ рядового Лентяя, однако его обошёл Дориан Хэрвуд и, по словам самого Дэнзела, об этом упущении он до сих пор сожалеет.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

В 1990-ом году, спустя три года после выхода фильма и более десяти лет после публикации книги «Старики», Хэсфорд презентовал роман «The Phantom Blooper». В своей новой книге автор продолжает историю рядового Джеймса «Шутника» Дэвиса и рассказывает, как сложилась судьба его и его сослуживцев.

В первой главе, получившей название «Зимние солдаты», идёт речь о переживаниях Шутника из-за смерти рядового Ковбоя. Шутник пребывает в подавленном состоянии и ему иногда кажется, что все, кто был с ним когда-то в учебке, уже мертвы. Он понижен в звании; военная база, находившаяся в осаде последние два месяца, вскоре будет закрыта, а личный состав передислоцирован. Кроме того, большую тревогу у него вызывает легенда об американцах-дезертирах, которые воюют на стороне вьетконговцев.

Во второй главе – «Путешествия с Чарли» – Джокер попадает в плен, в котором пребывает на протяжении года. Всё это время он пытается завоевать доверие вьетнамцев с тем, чтобы они взяли его в одну из вылазок, во время которой он бы сбежал. Однако за время своего пребывания во вьетнамской деревне, Джокер меняет своё отношение к врагу, т.к. видит, что те, кого его учили ненавидеть и убивать, такие же люди, как и он.

В третьей главе – «Гордая плоть» – Джокер возвращается в США, где находит своего сослуживца, радиста Донлона. От него он узнаёт кое-какие новости о своих товарищах по оружию. Например, что Зверюга был схвачен вьетконговцами, но ему удалось сбежать и сейчас он вновь в рядах пехоты. Также в этой главе Шутник отправляется в Канзас, чтобы навестить родителей Ковбоя, которым он так и не отважился рассказать всей правды о том, как погиб их сын. Не в силах больше находится в Штатах, Шутник возвращается во вьетнамскую деревню.

Помимо «The Phantom Blooper», Хэсфорд планировал написать ещё одну книгу о Джокере, превратив серию в трилогию. Однако завершить историю Джеймса Дэвиса ему было не суждено: до того, как он приступил к новой книге, писатель скончался в возрасте 45 лет.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Кубрик был известным затворником в плане допуска посторонних на съёмочную площадку. Поэтому для 26-летнего Мэтью Модайна, сыгравшего в фильме роль Шутника, было огромной привилегией решение режиссёра доверить актёру право вести подробный дневник о съёмках фильма. Подобное решение Кубрик объяснил желанием сделать из Модайна военного корреспондента не только в кадре, но и вне его. Для Модайна это не было проблемой: он вёл персональный дневник и подобная просьба не вызвала у него каких-то эпистолярных трудностей.

Вскоре Модайн обзавёлся камерой Роллейфлекс: раритетом, одним из которых пользовался молодой Кубрик, когда делал цикл фоторепортажей для журнала Life. К удивлению Модайна, Кубрик такого реверанса не оценил, назвал камеру динозавром и предложил раздобыть что-то поновей. Совету режиссёра Мэтью не внял и продолжил запечатлевать на Роллейфлекс рабочие моменты, коллег по съёмкам и самого Кубрика за работой над фильмом.

В 2005-ом году Модайн решил опубликовать сборник своих фото со съёмок, для чего провёл встречу с представителем издательства. В беседе ему предложили сопроводить снимки комментариями и тут-то Модайн и упомянул о своих дневниках. В итоге на свет появилось коллекционное лимитированное печатное издание, содержащее множество любопытных выдержек из наблюдений молодого актёра:

«Я оглядываюсь назад, вспоминаю те дни и мне кажется, что всё это было с кем-то другим, с молодым человеком, отправившемся в удивительное путешествие и поработавшего с легендой».

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Актеры фильма

Мэттью Модайн

Мэттью Модайн (англ. Matthew Modine) – американский актер, сценарист, продюсер, режиссер, монтажер, оператор, художник.

Родился 22 марта 1959 года в Лома Линда, штат Калифорния, США.

Родители Мэттью – бухгалтер и театральный менеджер — были мормонами. Мальчик, младший из шести братьев и сестер, рос в Мидвэйле, штат Юта. Вместе с отцом Мэттью работал в автомобильных кинотеатрах под открытым небом, это и привило ему любовь к кино. А когда мальчик увидел документальный фильм о создании картины «Оливер!», он был настолько впечатлен кинозакулисьем, что твердо решил строить актерскую карьеру.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

После переезда в город Прово в штате Юта Мэттью поступил в школу танцев. Когда семья Модайн переехала в Калифорнию, молодой человек продолжил обучение в школе Виста. В этот период он сыграл роль Джорджа Гиббса в шоу «Наш город». Успел поучиться в католической школе, в «Бригам Янг университете» и в калифорнийской школе «Империал Бич».

После переезда в Нью-Йорк поступил в известную школу драматического искусства под руководством Стеллы Адлер. В это время работал поваром в ресторане «Au Natural».

В 24 года дебютировал в кино в роли Стива в картине «Малыш, это ты». В том же 1983 году он получил роль Билли в драматическом фильме «Неудачник», принесшую ему премию Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Не менее удачным был для актера и следующий год. Он снялся в ленте «Миссис Соффел» с Дайаной Китон и Мэлом Гибсоном. Фильм 1984 года «Птаха» режиссера Алана Паркера, где Мэттью сыграл с Николасом Кейджем, получил премию Кинофестиваля в Каннах.

Знаковыми для Модайна стали съемки в картине «Зрительный поиск» (1985 год) Гарольда Бэккера. Сыграв роль Лоудена Свейна, актер приобрел всемирную известность. В 1987 году Мэттью снялся в фильме «Цельнометаллическая оболочка» у культового режиссера Стенли Кубрика в роли Джокера. В том же году вышел фильм с его участием «Сироты», снятый Аланом Пакулой.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

В списке актерских работ Модайна роли в более чем 30 фильмах и сериалах. Особо стоит отметить картины, которые особенно полюбили зрители: «Замужем за мафией», «Флюк», «Равноденствие», «Иаков», «Прощай, любовь», «Каждое воскресенье», «Мария», «Перевозчик 2», «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и многие другие. Последними работами актера стали роли в драме «Джобс: Империя соблазна» и комедии «Семейный уик-энд».

Совместно с Чарльзом Финчем актер создал кинопроект «Велосипед на день», который они представили в 2006 году на швейцарском Всемирном экономическом форуме в Давосе. Проект был призван обратить внимание на экологическую ситуацию в мире.

Винсент Д’Онофрио

Винсент Д’Онофрио – американский актер и продюсер.

В 1983 году Винсент Д’Онофрио снялся в эпизодической роли в комедийном фильме «Первые сексуальные опыты», затем последовали роли в сериалах «Полиция Майами: Отдел нравов» (1984) и «Уравнитель» (1985-1989). В 1984 году актер был принят в труппу Нью-Йоркского американского театра Станиславского, где он вскоре стал одним из ведущих актеров Бродвея.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

В 1987 году состоялась первая значительная роль Винсента Д’Онофрио в фильме Кубрика «Цельнометаллическая оболочка», для которой актер поправился на 31 кило. При этом ему повезло попасть на съемки в этой картине благодаря протекции Роберта Де Ниро. После этого Винсент снялся вместе с Джулией Робертс в двух картинах «Мистическая пицца» (1988) Доналда Петри и «Умереть молодым» (1991) Джоэла Шумахера, «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (1991) Оливера Стоуна, «Игроке» (1992) Роберта Олтмена и «Странные дни» (1995) Кэтрин Бигелоу.

В фильме «Весь огромный мир» 1996 года Винсент Д’Онофрио исполнил главную роль писателя Роберта Говарда, создателя знаменитого Конана, а также работал над лентой как продюсер. За эту роль Д’Онофрио назвали на Международном кинофестивале в Сиэтле лучшим актером, а фильм был удостоен главной премии. В фантастической ленте «Люди в черном» Барри Зонненфельда, вышедшей в 1997 году, Д’Онофрио исполнил роль инопланетного злодея Жука.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

В 1999 году Винсент Д’Онофрио принял участие в съемках триллера «Тринадцатый этаж» режиссера Йозефа Руснака, где исполнил роль Джейсона Уитни. В 2000 году актер снялся в комедии «Счастливые случаи» Брэда Андерсона и триллере «Клетка» вместе с Дженнифер Лопес. В период с 2001 по 2011 год Винсент Д’Онофрио снимался в одной из главных ролей в сериале «Закон и порядок». В 2013 году актер снялся в комедии «Обратно в задницу» и остросюжетном боевиках «План побега» и «Внутренний фронт»

Адам Болдуин

Адам Болдуин родился 27 февраля 1962 г.

Принимал участие в съемках и озвучивании фильмов: «Обыкновенные люди» (1980), «Уайатт Эрп» (1994), «День независимости» (1996) и др., сериалов: «Секретные материалы» (1993-2002), «Закон и порядок», «Специальный корпус» (1999-2014), «С Земли на Луну» (1998) и др., персонажей в мультфильмах: «Лига справедливости» (2001-2006), «Юная Лига Справедливости» (2010-2013), «Приключения Джеки Чана» (2000-2005) и др., игр: Mass Effect 2 (2010), Halo 3 (2007), Halo 3: ODST (2009) и др.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Ли Эрми

Рональд Ли Эрми родился 24 марта 1944 году в городе Эмпория, штат Канзас. В 1958 году вместе с семьей переехал в Топпениш, штат Вашингтон, где у 14-летнего Эрми были постоянные проблемы с полицией. После второго ареста ему пришлось отправиться в армию, чтобы избежать заключения.

С 1965 по 1967 год прослужил в должности инструктора по строевой подготовке. В 1968 году отправился во Вьетнам, где прослужил 14 месяцев в 17-й группе авиационной поддержки.

В 1978 году Эрми снялся в военной драме «Парни из роты С». В 1979 году работал консультантом на съемках картины «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

В 1987 году он появился на экране в фильме «Цельнометаллическая оболочка» в образе легендарного инструктора новобранцев сержанта Хартмана. Роль в картине принесла Эрми номинацию на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший актер второго плана».

Дориан Хэрвуд

Дориан Хэрвуд родился 6 августа 1950 г.

Принимал участие в съемках и озвучивании фильмов: «Блеск» (2001), «Двенадцать разгневанных мужчин» (1997), «Цельнометаллическая оболочка» (1987) и др., сериалов: «Она написала убийство» (1984-1996), «Практика» (1997-2004), «Коджак» (1973-1978) и др., персонажей в мультфильмах: «Повелитель страниц» (1994), «Чокнутый» (1993-1994), «ААА!!! Настоящие монстры» (1994-1997) и др., игр: «Диабло 3» (2012), Lost Planet: Extreme Condition (2006), X-Men Legends (2004) и др.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Эд О’Росс

Эд О`Росс родился 4 июля 1946 г.

Принимал участие в съемках и озвучивании фильмов: «Дик Трэйси» (1990), «Клуб «Коттон»» (1984), «Цельнометаллическая оболочка» (1987) и др., сериалов: «Она написала убийство» (1984-1996), «Полиция Нью-Йорка» (1993-2005), «Фрейзьер» (1993-2004) и др., персонажей в мультфильмах: «Лига справедливости» (2001-2006), «Любопытный Джордж» (2006), «Юные титаны» (2003-2006) и др., игр: «Терминатор: Да придет спаситель» (2009), «Трансформеры: Война за Кибертрон» (2010), Tom Clancy`s Ghost Recon: Advanced Warfighter 2 (2007) и др.

Выполнял функции продюсера фильма «Навахо-блюз» (1996).

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Джон Терри

Джон Терри родился 25 января 1950 года в Чикаго. Его отец был хирургом в Веро-Бич, штат Флорида, где Джон учился в школе. Став взрослее он играл роли в местном театре, до переезда на Аляску. В 30 лет переехал в Нью-Йорк и стал профессиональным актёром.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Интересные факты со съемок фильма

Создание: запуск и сценарий

«Цельнометаллическая оболочка» — последний фильм Стэнли Кубрика на тему войны. Снятые тремя десятилетиями ранее «Тропы славы» режиссер считал своим антивоенным высказыванием. В «Оболочке» же он хотел показать саму природу войны, ее макабрическую «ужасную красоту». В начале 80-х годов режиссер начал планировать проект о холокосте (он вернется к нему спустя десять лет, но бросит, узнав о съемках «Списка Шиндлера» Стивена Спилберга), однако вскоре наткнулся на автобиографический роман «Старики». Его автор, Густав Хэсфорд, описывал собственный трагический опыт участия во Вьетнамской войне. Кубрику книга показалась «уникальной и абсолютно восхитительной», поэтому он решил ее экранизировать. В 1983 году режиссер со свойственной ему скрупулезностью приступил к подготовке проекта. Он отсмотрел всю возможную кинохронику конфликта, изучил тысячи фотографий, поднял газеты того времени и исторические исследования.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Кубрик самостоятельно написал тритмент, однако для подготовки сценария он решил привлечь Хэсфорда, а также Майкла Герра, еще одного писателя с Вьетнамской войной за плечами (он же работал над «Апокалипсисом сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы и возвращаться к теме Вьетнама больше не хотел — у Кубрика ушло целых три года на уговоры). Вся троица вела работу над сценарием довольно необычным способом. Герр совместно с Кубриком за несколько месяцев написали первый драфт. После чего Кубрик попросил Герра и Хэсфорда прислать свои предложения, на основе которых режиссер сделал второй драфт. Затем весь процесс повторился еще раз. Хэсфорд впоследствии сравнивал такую работу над сценарием со сборкой автомобиля — они с Герром подавали Кубрику детали, понятия не имея, что же получится в итоге.

При всем аккуратизме режиссера сценарий продолжал меняться и в процессе съемок и, по сути, после. Появилась импровизированная ругань военного инструктора, пропала большая часть закадровых реплик рассказчика, а из финального монтажа вырезали некоторые с трудом отснятые и важные для сюжета эпизоды (например, в финале герои долго передавали друг другу отрезанную голову девушки-снайпера).

Драматургия: два акта, дуализм, гротеск и рифмы

Разберем подробнее вопрос драматургии. Как известно, Кубрик во всех своих фильмах экспериментировал со структурой (например, в «Космической одиссее» — сложная четырехактовая композиция, а в «Барри Линдоне» — двухактовая)."Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

В «Цельнометаллической оболочке» Кубрик, по его собственным словам, вновь хотел «взорвать повествовательную структуру». Разделение здесь идет на два не равных по продолжительности акта: 45 минут и 70 минут. Но это не единственное их серьезное отличие. Если в первом акте действие разворачивается в тренировочном лагере морских пехотинцев США, то во втором — во Вьетнаме в разгар войны. Объединяет обе половины фигура рассказчика — военного корреспондента по прозвищу Шутник. Любопытно, что главным героем он становится только во втором акте, тогда как в первой части он скорее остается в тени сержанта Хартмана и своего сослуживца Гомера Кучи. В конце первого акта оба этих персонажа внезапно для зрителя «выходят» из повествования.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет
Сквозь все действие красной нитью проходит тема двойственности человеческой природы и мироздания. Это проявляется в образах (Шутник носит каску с надписью «Born to kill» и одновременно значок «пафицик»), в диалогах (разговор Шутника и полковника о теории Карла Юнга) и, собственно, в структуре. Два акта рифмуются друг с другом целым рядом схожих или контрастных деталей. Например, запредельной дисциплине в первом акте противопоставляется хаос и анархия во втором; первая часть — это томление в одном месте, а вторая — одиссея по охваченной войной чужбине. И в первой, и во второй частях Шутник сталкивается с вооруженными героями (сначала сослуживец, потом девушка-снайпер), против которых оказывается бессилен.

Ряд критиков называет «Цельнометаллическую оболочку» самым гротескным фильмом Курбрика. И действительно, реализм и правдоподобие здесь постоянно сталкиваются с карикатурой и намеренным обострением. Ярче всего это выражается в феноменах масскульта. То и дело в фильме звучит имя Джона Уэйна — кинозвезды, воплощавшей образ патриотического мачо. Телерепортеры снимают сюжет прямо на поле боя, а солдаты на камеру высмеивают пропагандистские штампы. Один из самых сильных образов — песня «Клуба Микки Мауса», которую американские солдаты напевают в финале. Она превращает разоренный вьетнамский пейзаж в апокалитичный диснейленд, где аттракционом служит война. Так Кубрик выявляет отсутствие границ между шоу-бизнесом и войной, развлечением и насилием.

Кастинг: Брюс Уиллис, рекорд набора веса и реальный морпех

В плане кастингового решения «Цельнометаллическая оболочка» близка к «Космической одиссее». Кубрик вновь предпочел отказаться от привлечения звезд, поскольку боялся, что известные имена будут отвлекать зрителя от темы войны. Кроме того, режиссеру необходимо было создать галерею лиц «обычных» парней."Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Всего в кастинге принимало участие три тысячи человек, приславших свои видеозаписи. Из них восемьсот человек пригласили на пробы.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Главную роль Кубрик предлагал малоизвестному на тот момент Брюсу Уиллису, однако тот отказался в пользу сериала «Детективное агентство “Лунный свет”». Также к роли целых восемь месяцев готовился Энтони Майкл Холл, но в итоге она ушла Мэттью Модайну, поскольку Кубрика впечатлила его работа в «Птахе» Алана Паркера.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Необходимо отметить актерский подвиг Винсента Д’Онофрио, друга Модайна, сыгравшего рядового по прозвищу Гомер Куча. Ради роли в фильме он набрал 32 килограмма и стал весить 130 килограммов. До сих пор такой актерский «подвиг» не побит никем, даже Кристианом Бэйлом.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Но главным «украшением» фильма стал непрофессиональный исполнитель Рональд Ли Эрмей. Ветеран Вьетнамской войны, инструктор по строевой подготовке корпуса морской пехоты США, он пришел в картину как военно-технический консультант (ту же обязанность он уже выполнял на «Апокалипсисе сегодня»). А в итоге сыграл одного из самых колоритных персонажей в кубриковской фильмографии — яростного сержанта Хартмана. Режиссера покорила видеозапись, на которой Эрмей горячо распекал морских пехотинцев. Его не только взяли на роль, но и переписали сценарий, включив туда поток отборнейших ругательств за авторством Эрмея. Правда, даже такому закаленному вояке пришлось на съемках туго. Его бранные реплики оттачивались следующим образом — помощник Кубрика бросал Эрмею теннисные шары, а тот должен был как можно быстрее их возвращать, параллельно произнося текст. В случае ошибки текст приходилось читать заново. Так что еще неизвестно, что труднее — быть морпехом на фронте или актером у Кубрика.

Локации: Вьетнам в Англии

Съемки «Цельнометаллической оболочки» стартовали в августе 1985 года. Длились они около года, но не только из-за излюбленной привычки Кубрика делать десятки дублей сложнейших кадров (по словам оператора Дугласа Милсома, группа обычно снимала 10-15 дублей, но иногда — 25-30), но и из-за неудачных внешних обстоятельств. Д’Онофрио и Эрмей угодили в не связанные друг с другом происшествия, из-за чего необходимо было ждать их выздоровления. Также заметим, что сначала проходил второй, «вьетнамский», блок съемок, а уже потом — первый, «тренировочный»."Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Хотя действие фильма разворачивается в Южной Каролине и во Вьетнаме, все съемки (кроме нескольких кадров, которые вторая группа специально сделала в джунглях) проводились в Великобритании, которую Кубрик, как известно, не любил покидать. Тренировочную базу морских пехотинцев «сыграли» казармы, найденные в Кембриджшире. А разбомбленный вьетнамский город Хюэ реконструировали на заброшенном Бектонском газовом заводе в восточном Лондоне. Кубрику повезло, что индустриальная архитектура здесь была подходящей. К тому же компания British Gas собиралась в скором времени сносить здания завода, поэтому группа могла делать с ними что угодно: взрывать, ломать, крушить. Как замечал потом Кубрик: «Не думаю, что хоть у кого-то были такие декорации. Это выше любых финансовых возможностей». Однако помимо построек стоял вопрос о воссоздании азиатской природы. Для этого из Испании привезли 200 пальм, а из Гонконга — 150 тысяч пластмассовых тропических растений. С нежелательными элементами пейзажа, попадавшими в кадр, поступили просто — в нужных местах художник-постановщик Антон Ферст расставил большие стальные контейнеры. Модайн это назвал «эффективным и недорогим способом не пускать Англию в кадр».

Визуальное решение: симметрия, четвертая стена и стедикам

В плане визуального решения «Цельнометаллическая оболочка» стала развитием тех же техник, что Кубрик использовал раньше. Выделим некоторые из наиболее ярких решений."Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Как всегда режиссер активно работает с симметричной композицией, выстраивая кадр с перспективой в одну точку. Такой кадр создает характерное для кинематографа Кубрика ощущение дискомфорта.

"Цельнометаллическая оболочка": актеры и сюжет

Другой узнаваемый прием — брехтианское разрушение четвертой стены, когда герои обращаются непосредственно в камеру (то есть как бы к зрителю). Однако интересно, как в случае «Цельнометаллической оболочки» эта техника совмещается со съемкой с низкой точки вверх. В первом акте есть кадры, в которых над зрителем нависает сержант Хартман, подавляя нас вместе с героем. А во втором присутствует сцена, где бойцы смотрят сверху вниз на двух мертвых солдат, так что зритель оказывается как бы в роли последних. Подобные решения кажутся слишком острыми, и как раз они и создают ощущение гротеска и ненормальности происходящего действия.

И еще один излюбленный прием Кубрика — длинные кадры. Средняя длинна кадра в «Цельнометаллической оболочке» составляет 11 секунд, а самый продолжительный кадр во всей картине длится почти 80. Как и ранее в «Сиянии», Кубрик активно использует стедикам. Известный пример — сцена обхода сержантом Хартманом казармы. Впечатления пугающей холодности и отстраненности при просмотре возникает во многом благодаря таким долгим и плавным стедикамным проходкам.

Друзья, а вам понравилась статья?
Оставьте комментарий или заходите в нашу группу 👉
Юмор и свободное общение со сверстниками, для тех кто навсегда застрял в 2000-х 💖


Adblock
detector